+7 (495) 922-69-85
+7 (985) 922-69-85

Москва, Дубининская 71 стр 12
Мы работаем круглосуточно и без выходных WhatsApp Viber Telegram

быстрее чем звонок! всегда в онлайне!

Вопросы и ответы

Можно ли согласиться с мнением, что обязательное автострахование - это просто еще один способ вытянуть у населения деньги?

Нет. В результате осуществления обязательного страхования выигрывают и страхователи, и потерпевшие - возникает так называемый эффект «двойной защиты». Во-первых, водитель защищен от непредвиденных финансовых потерь, связанных с восстановлением собственного транспортного средства, в случае если он является потерпевшим в результате ДТП. Во-вторых, водитель перекладывает на страховщика риск несения расходов по возмещению вреда, причиненного потерпевшему, в случае если он является виновником ДТП. Таким образом, обязательное страхование направлено на защиту имущественных интересов как потерпевших, так и страхователей.

Зачем нужно обязательное автострахование?

Обязательное страхование необходимо для того, чтобы гарантировать потерпевшим возмещение хотя бы минимального вреда, причиняемого им в результате ДТП. Даже самый опытный водитель, не будучи виновником аварии, может стать потерпевшим. Теперь потерпевший не будет оставлен один на один со своей бедой. По закону, он будет получать компенсацию. Если из-за аварии пострадает его автомобиль - будет произведен или оплачен ремонт. Если пострадает водитель, пешеход, пассажир - им будет выплачена сумма средств на лечение, реабилитацию, компенсирована потеря заработка. Родственникам погибших также будет выплачена компенсация. Размер выплаты, как правило, превышает взнос в несколько раз.

Нарушает ли права человека Закон об обязательном страховании гражданской ответственности?

Нет, не нарушает. Основным принципом ОСАГО является гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших в ДТП. Закон об обязательном страховании гражданской ответственности принят практически во всех странах. Такое страхование введено и действует в некоторых бывших советских республиках (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан).

Многие водители до появления «автогражданки» застраховались добровольно. Зачем понадобилось страховать их снова, уже на обязательной основе?

Охват добровольным страхованием до введения закона об ОСАГО был незначительным - примерно 5-10% от всех автовладельцев. Это означает, что в 90% случаях потерпевший ДТП оставался один на один со своими проблемами и, в лучшем случае, часть убытков ему возмещал виновник.

Закон об ОСАГО установил определенные стандарты защиты потерпевших в ДТП. В сумме это 400 тыс. рублей на одно ДТП. Много это или мало? Как показывает практика в 95% всех аварий этой суммы вполне достаточно.

За счет всеобщности страхования ответственности исчезает риск неплатежа со стороны виновника ДТП - за него всегда заплатит страховщик. Система обязательного страхования обеспечит выплату потерпевшему и в таких случаях, когда страховщик окажется неплатежеспособным, либо виновник ДТП скроется с места ДТП или окажется не застрахованным.

Учитывалось ли мнение автовладельцев при принятии закона об ОСАГО?

Мировая практика показывает, что когда принимались подобные законы об автостраховании в разных странах, они не всегда вызывали положительные эмоции у водителей. Тем не менее, в отдельных странах это законодательство не просто существует уже почти столетие, но и полностью себя оправдало.

Не следует забывать, что данный закон направлен на защиту потерпевших в ДТП. А их почему-то никто не спрашивает: хотели бы они отменить закон? Думается, нет. За полтора года действия закона возмещение получило около 1 млн. человек.

Участником каких международных систем обязательного страхования является Российская Федерация?

В настоящее время Россия не входит ни в одну международную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Вместе с тем в настоящее время ведутся переговоры о вступлении России в международную систему «Зеленая карта».

Что такое «Зеленая карта»?

«Зелёная карта» означает международный сертификат страхования гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта в любой из форм, принятой национальными объединениями страховщиков и одобренной в рамках единого общеевропейского соглашения страховых организаций. Если говорить на обычном языке, то это страховой документ, бланк которого выполнен на бумаге зелёного цвета (отсюда название), который после надлежащего заполнения и оформления подтверждает наличие обязательного страхования автогражданской ответственности. В эту систему международного страхования входят национальные страховые Бюро стран участников, всего 44 страны: большинство европейских, ряд стран Северной Африки и Средиземноморья.

Во главе организации стоит Совет Бюро (Лондон), который отвечает за управление и текущую деятельность системы.

Система Зелёной карты создана 1 января 1953 года. Её главной задачей было и остаётся содействие для беспрепятственного передвижения средств автотранспорта через государственные границы стран-участников системы, при наступлении дорожных аварий, совершённых въехавшими в страну иностранными автомобилистами, максимально быстрое урегулирование претензий пострадавших и получение ими причинённого ущерба в соответствии с требованиями национального законодательства и т.д.

Справедливо ли, что закон об обязательном автостраховании вынуждает безаварийных водителей оплачивать издержки водителей-аварийщиков?

Закон об ОСАГО не вынуждает безаварийных водителей оплачивать издержки водителей-аварийщиков. Каждый водитель платит за свой индивидуальный риск, который учитывает не только технические характеристики и назначение транспортных средств, возраст и стаж водителей, но и безаварийную езду. Как следствие, безаварийные водители платят за обязательное страхование намного меньше водителей аварийщиков. А если сегодня безаварийный водитель завтра станет виновником ДТП? Вот тут и приходит на помощь обязательное страхование, позволяющее переложить с водителя на страховщика риск несения расходов по возмещению вреда, причиненного потерпевшему.

Как определяется размер страховой выплаты?

Определение размера страховой выплаты при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших производиться страховщиком согласно требованиям Правил обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 263 от 07 мая 2003 года. Правилами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств определен перечень документов, который необходимо представить в страховую компанию для получения страховой выплаты.

Какие виды расходов подлежат возмещению при причинении вреда жизни или здоровью потерпевшему в ДТП?

В соответствии с Правилами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств возмещению подлежат следующие виды расходов, связанных с причинением вреда жизни потерпевшего:

* расходы, связанные с погребением потерпевшего;

* возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

* При причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат:

* утраченный заработок/доход;

* расходы на лечение и приобретение лекарств, на бесплатное получение которых потерпевший не имеет право (в том числе сверх базовой программы обязательного медицинского страхования);

* дополнительно понесенные потерпевшим расходы:

*

o на дополнительное питание;

o на протезирование;

o на посторонний уход;

o на санаторно-курортное лечение;

o на приобретение специального транспортного средства;

o расходы, связанные с необходимостью профессиональной подготовки/переподготовки потерпевшего.

Какие права есть у потерпевшего или его родственников, если они не согласны с размером страхового возмещения?

Согласно статье 35 Закона РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае разногласий, возникших между потерпевшим и страховщиком, и невозможности их урегулирования в досудебном порядке, споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным судом или третейским судом в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, если потерпевший считает, что страховщик нарушает его права и не выполняет свои обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он имеет право обратиться в суд для защиты своих прав.

Что такое компенсационные выплаты ?

Компенсационная выплата в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевшего производится в случаях, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена.

Какова цель компенсационных выплат?

Они предназначены для обеспечения гарантии пострадавшему в ДТП на возмещение причиненного вреда его жизни и здоровью и призваны помочь потерпевшему:

* восстановить утраченное здоровье;

* компенсировать дополнительные расходы на лечение, восстановление и реабилитацию;

* возместить потери в заработке или доходе, связанные с нетрудоспособностью;

* возместить расходы на погребение и ритуальные услуги;

* произвести выплаты по потери кормильца.

Каковы размеры компенсационных выплат?

В части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - до 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего.

Куда надо обращаться за компенсационными выплатами ?

Для оформления документов на получение компенсационной выплаты потерпевшему необходимо обратиться в страховую организацию, являющуюся действительным членом РСА, непосредственно в РСА или в Региональные представительства в Федеральных округах, информационный центр РСА, заполнить заявление установленного образца и приложить все необходимые документы.

Какими нормативно-правовыми документами регламентируется проведение независимой технической экспертизы ?

Правовые основания независимой технической экспертизы как нового вида экспертной деятельности определены федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, статьей 12 которого установлено, что государственное регулирование независимой технической экспертизы должно осуществляться в соответствии со следующими нормативными правовыми документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке:

*

правила проведения независимой технической экспертизы;

*

требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации;

*

порядок ведения государственного реестра экспертов-техников.

Когда на рынке экспертных услуг появятся легитимные эксперты-техники?

Для того, чтобы полностью обеспечить минимальные потребности рынка услуг по независимой технической экспертизе на всей территории Российской Федерации легитимными экспертами-техниками, полностью отвечающим требованиям действующего законодательства, необходимо выполнить следующие этапы по становлению системы независимой технической экспертизы:

1.

разработка, утверждение и согласование несколькими ведомствами (Минтранс России, Минюст России, МВД России, Минздравсоцразвития России, Минобр России) требований к экспертам-техникам, требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников, условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, порядка ведения государственного реестра экспертов-техников, методического и информационного обеспечения для проведения независимой технической экспертизы;

2.

разработка и согласование образовательными учреждениями образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников, аккредитация образовательных учреждений и получение ими лицензий на ведение учебной деятельности по профессиональной переподготовке и повышению квалификации экспертов- техников;

3.

проведение профессиональной переподготовки кандидатов в эксперты-техники (объем учебной программы в соответствии с действующим законодательством не менее 500 часов);

4.

создание аттестационных комиссий (в том числе региональных);

5.

внесение в государственный реестр Минюста России.

Каковы пути снижения сроков и повышения качества проведения независимой технической экспертизы?

Одной из основных задач, стоящих перед РСА, является разработка алгоритма организации и проведения независимой технической экспертизы в максимально короткие сроки. Вынесение качественного экспертного заключения для того, чтобы потерпевший мог получить необходимые документы и выплату - главный вопрос, который стоит перед нами и нашими коллегами экспертами ради чего собственно и был принят закон. В этой связи, была сформулирована позиция РСА о необходимости создания единой методики экспертизы транспортного средства, которая будет включать в себя все аспекты экспертиз транспортных средств, принципы и методы проведения независимой технической экспертизы в рамках закона об ОСАГО.

Важным направлением проведения независимой технической экспертизы является качественное информационное обеспечение. Причем наибольшую тревогу на сегодняшний день вызывает эта проблема в отношении отечественных транспортных средств.

И, наконец, в отношении компьютерных и информационных технологий определения стоимости транспортных средств различных типоразмеров и их восстановительного ремонта, необходимо отметить следующее. Работы по созданию информационных технологий, позволяющих производить расчет ущерба с применением различных справочных данных по отечественным транспортным средствам, пока не завершены. В то же время в РСА принято решение о создании программного обеспечения расчета стоимости восстановительного ремонта отечественных автомобилей, а также о проведении мероприятий по разработке и поддержке этого процесса.

Есть ли какая-то независимая экспертиза оценки ущерба при ДТП? И что делать, если потерпевший не согласен с оценкой ущерба?

Законом предусмотрена процедура проведения независимой экспертизы, на основании которой и осуществляется возмещение вреда потерпевшему. В случае если потерпевший не согласен с результатами независимой экспертизы, организованной страховщиком, то он вправе провести свою экспертизу. В данном случае страховщик будет обязан выплатить неоспариваемую часть. А дальше если суд признает обоснованность требований потерпевшего, то страховщик не только будет обязан доплатить, но и возместить все расходы, которые потерпевший понес.

Считаете ли вы, что тарифы по ОСАГО завышены?

На основании статистики стран, на территории которых было введено обязательное страхование, можно сделать вывод о том, что пик выплат по обязательному страхованию происходит на третий и четвертый годы действия данного вида страхования. Этот рост выплат вызван, прежде всего, тем, что все больше и больше пострадавших начинают обращаться в страховые компании, понимая, что это реальный механизм возмещения вреда. Кроме того, начинает функционировать механизм компенсации вреда, нанесенного жизни или здоровью третьих лиц, а эти выплаты, как правило, значительные. Как следствие, в данный момент преждевременно говорить о завышении или занижении страховых тарифов. Целесообразней вести речь не об изменении страховых тарифов, а о повышении уровня защиты каждого потерпевшего - т.е. об увеличении страховой суммы, в пределах которой страховщик обязан возместить вред, причиненный каждому потерпевшему и, в первую очередь, вред, причиненный его жизни и здоровью (потерпевшего -убрать).

Планируется ли снижение тарифа?

Законом предусмотрено, что Правительство РФ вправе пересматривать страховые тарифы раз в полгода, исходя из сложившейся ситуации. Но чтобы оценить адекватность тарифа, должно пройти не менее трех лет. Такова статистика. Но в любом случае, лучше говорить не о снижении тарифа, а об увеличении ответственности страховщика.

Будут ли страховые компании увеличивать коэффициенты для виновников ДТП?

Значения штрафных коэффициентов для виновников ДТП утверждены Правительством, и поменять их может только правительство. Пока нет необходимости в их пересмотре.

Что предпринимается в интересах пенсионеров и инвалидов, которым сложно платить страховые взносы?

Законом установлены компенсации инвалидам. В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 0,5 млрд. рублей. Кроме того, если пенсионер использует свой автомобиль только летом, то он и заплатит дешевле.

Что будет, если страхователь, попав в ДТП, застрахуется на следующий год в другой компании?

В новую компанию он обязан представить сведения о своей страховой истории, которые выдаст предыдущий страховщик. На основании указанных сведений новый страховщик рассчитает Страховую премию. Конечно, есть вероятность обмана со стороны страхователя. Но когда это вскроется, то договор с ним будет прекращен, а при заключении нового договора он будет обязан заплатить штраф в размере 50% от суммы платежа.

В результате ДТП пострадали люди. Имеют ли право потерпевшие или их родственники на получение страхового возмещения?

В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевших в ДТП.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего.

Защищает ли закон интересы автомобилиста от недобросовестного страховщика?

Да, защищает. В соответствии с законом об обязательном страховании создано профессиональное объединение страховщиков (Российский Союз Автостраховщиков). В состав функций РСА входит защита связанных с обязательным страхованием прав страхователей и потерпевших, и рассмотрение их жалоб на действия страховщиков. Одной из основных обязанностей профессионального объединения страховщиков, установленных законом об обязательном страховании, является осуществление компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших, в том числе и в случае банкротства страховщика.

Как действовать, если компания уклоняется от выплаты страховки?

Если компания нарушает действующее законодательство, то потерпевший вправе пожаловаться в РСА или ФССН, или подать на страховщика в суд.

Как РСА обеспечивает контроль за деятельностью своих членов? Какие существуют рычаги воздействия на страховые компании?

В исполнительном аппарате РСА функционирует Контрольная служба - структурное подразделение, осуществляющее контроль за деятельностью членов Союза. Основными задачами Контрольной службы являются:

*

проведение плановых и внеплановых проверок деятельности членов Союза по обязательному страхованию;

*

выявление нарушений членами Союза правил профессиональной деятельности по обязательному страхованию;

*

подготовка и направление на рассмотрение Президента и Дисциплинарной комиссии Союза материалов о выявленных проверками нарушениях;

*

ведение учета и систематизация выявленных нарушений в деятельности членов Союза, разработка предложений по совершенствованию правил профессиональной деятельности по обязательному страхованию.

Дисциплинарная комиссия является органом Союза, уполномоченным рассматривать дела о нарушениях и применении санкций. К числу санкций, которые вправе налагать Дисциплинарная комиссия относятся вынесение представлений об устранении нарушений и предписаний о наложении штрафов.

Наблюдается ли рост числа случаев страхового мошенничества с введением ОСАГО?

Безусловно. Страховщики по закону обязаны страховать всех владельцев транспортных средств, в том числе и тех, кто, как говорится, "честно жить не хочет". Криминализация ОСАГО какое-то время, по всей видимости, будет нарастать. Реальный размер убытков страховщиков к концу года от противоправных действий по экспертным оценкам может составить до 30 % от сумм страховых выплат, т.е. почти в каждом пятом страховом случае будут признаки (индикаторы) страхового мошенничества (200-250 тыс. "проблемных" страховых случаев, около 1 млн. причастных лиц и столько же ТС). Года через 3-4 действия ОСАГО мы «догоним» западные страны, и страховое мошенничество стабилизируется на среднемировом уровне 8-10 процентов.

По степени социальной опасности и размеру убытков, которые перекладываются, в конечном счете, на население, страховое мошенничество в США, например, стоит рядом с налоговой преступностью. Применительно к России размер убытков страховщиков от мошенничества в автостраховании в целом может составить от 8 до 10 млрд. рублей и даже больше.

Существует ли статистика по страховому мошенничеству?

Официальной статистической отчетности по страховому мошенничеству не существует, так, как в уголовном кодексе Российской Федерации такой вид преступления отсутствует. Специфика страхового мошенничества состоит в его скрытой (латентной) форме. Мы видим лишь верхнюю часть айсберга. Материалы страховых дел с признаками всевозможных правонарушений и преступлений крайне редко превращаются в уголовные дела. По данным МВД РФ в сфере страхования за год в среднем раскрывается около 200 преступлений по статье «мошенничество». Поэтому опереться на данные уголовной статистики МВД РФ не представляется возможным.

Правда ли, что обязательное автострахование вызвало к жизни новый вид криминального бизнеса, так называемые "подставы", когда машины специально подставляются под удар?

Нет, неправда. «Подставы», как вид криминального бизнеса, возникли давно и используются мошенниками не только в России, но и в других странах мира. Но до введения ОСАГО водитель оставался один на один с мошенниками, теперь же с мошенниками разбираются службы безопасности страховых компаний. Кроме того, в РСА создана база СПЕКТР, в которой содержатся сведения о подобного рода мошенниках.

В чем заключается противодействие страховому мошенничеству?

Главная задача страховых организаций по противодействию страховому мошенничеству - предотвратить незаконные выплаты страхователю. Это можно сделать, выявив попытку (факт) обмана или злоупотребления доверием. Противодействие страховому мошенничеству и у нас в стране, и за рубежом строится на сочетании профилактических мероприятий, а также таких видов работы, которые специалисты называют страховым сыском или страховым расследованием. Профилактика страхового мошенничества направлена на снижение риска быть обманутым. Для этого используются в основном организационно-управленческие меры, например: правила страхования, инструкции и методические разъяснения, информирование населения о разыскиваемом страховщиками имуществе, ведение "страховой истории" клиента и т.д.

Страховое расследование требует соответствующих профессиональных навыков и умения действовать, что называется "по горячим следам" - когда необходим анализ произошедшего страхового случая на наличие признаков правонарушения. Здесь определяющим является не только практика работы в правоохранительных органах, но и знание специфики страхового бизнеса.

Какие конкретные методы борьбы со страховым мошенничеством уже используются страховщиками?

Многообразие форм и методов противодействия страховому мошенничеству адекватно способам совершения правонарушений. Если брать количественную сторону, то способов десятки, а признаков (индикаторов) страхового мошенничества - сотни. В настоящее время сложилась следующая классификация форм и методов противодействия страховому мошенничеству: формы (корпоративные, внутрифирменные, индивидуальные) и методы (информационно-аналитические, криминалистические и процессуальные).

В целом противодействие страховому мошенничеству реализуется по трем направлениям: 1) Интеграция разрозненной по страховым компаниям информации о страховых случаях и их участниках в едином банке данных; 2) Инструктивно-методическое и правовое обеспечение страховых расследований; 3) Координация взаимодействия страховых организаций и правоохранительных органов.

Какова роль РСА в координации усилий страховых компаний по предотвращению страхового мошенничества при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Федеральным законом на РСА возложены задачи по информационному обеспечению организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также взаимодействия с органами милиции при осуществлении функций по ведению договоров страхования. Одним из направлений этой работы будет построение системы информационного обеспечения служб безопасности страховых компаний - членов РСА в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Эта работа предусмотрена в рамках концепции создания АИС РСА.

Как конкретно РСА помогает страховым организациям в противодействии страховому мошенничеству?

В РСА работа по противодействию страховому мошенничеству основывается на информационно-аналитических методах выявления организованных рецидивных страховых случаев. Мы исходим из того, что большинство автовладельцев являются законопослушными гражданами. Вместе с тем, существует определенная часть лиц, которая, попав в ДТП, пытается полностью возместить свой не только материальный, но и моральный ущерб, идет на обман страховщика. Третья категория автовладельцев делает мошенничество своей профессией и способом незаконного обогащения. Управление по противодействию страховому мошенничеству РСА главным направлением своей работы считает предупреждение преступных действий именно такой группы правонарушителей. С этой целью создан и эксплуатируется специальный интегрированный банк данных «Спектр», в котором используются современные алгоритмы установления связей между участниками страховых случаев и транспортными средствами. Идея проста: в общем потоке поступающей от страховщиков информации о страховых случаях особым образом в автоматическом режиме отмечаются частотные характеристики («штрафные баллы») по всем объектам, регистрируемым в банке данных более двух раз. Таким образом, по мере развития информационных ресурсов ИБД «Спектр», создаются информационные структуры с однородными свойствами. Полученные данные направляются заинтересованным страховым организациям для ориентировки и дальнейшего анализа.

Каковы результаты использования системы «Спектр»?

Система «Спектр» позволяет в автоматизированном режиме определять показатель рецидивности как для физического лица, так и для транспортного средства. Решение этой задачи на практике имеет первостепенное значение для предотвращения возможных намерений злоумышленников, а также выявления уже совершившихся фактов противоправного получения ими страховых выплат. Особенно примечательно, что серийное мошенничество при работе со ИБД «Спектр» перестает быть для страховщиков латентным.

В интегрированном банке данных уже накоплены сведения о нескольких тысячах неоднократно повторяющихся объектах учета. От общего числа состоящих на учете лиц «рецидивисты» составляют примерно 2,2 процента, что на данном этапе формирования банка данных системы соответствует экспертным оценкам (5-8 процентов) (5-8 процентов преместить в конце предложения) специалистов по противодействию страховому мошенничеству.

В целом можно сказать, что чем явственнее признаки организованного группового мошенничества, утсог^да " ' участниками, состоящими в сговоре, используются разные транспортные средства, либо одно и тоже транспортное средство целенаправленно используется разными физическими лицами и, как правило, объектами мошенничества становятся несколько страховых организаций.

Используя эти данные можно говорить, что за ними стоят неоправданные потери компаний, измеряемые десятками миллионов рублей.

Указанные средства в рамках действующего законодательства при желании страховщиков могут быть возвращены в их бюджеты.

Как осуществляется организация информационного взаимодействия между органами Госавтоинспекции и РСА?

В настоящее время организован и ведется проект РСА и ГИБДД по созданию в ряде регионов Российской Федерации совместных (объединенных) Информационных ресурсов и Технологической инфраструктуры. Этот проект предполагает:

*

оснащение региональных подразделений ГИБДД необходимыми стационарными и мобильными средствами мониторинга автотранспорта;

*

создание соответствующих автоматизированных рабочих мест в ГИБДД и информационных ресурсов (баз данных), интеграцию информационных ресурсов государственных органов и РСА и отработку механизмов информационного взаимодействия со страховщиками;

*

создание необходимой коммуникационной и программно-технологической инфраструктуры;

*

создание механизмов доступа РСА (СК) к информации по ОСАГО, накапливаемой в региональной информационной системе;

*

обучение сотрудников государственных органов работе в информационной системе.

На какой стадии разработки сейчас находится автоматизированная информационная система в РСА?

Автоматизированная информационная система создается в РСА второй год. На сегодня ряд подсистем обеспечивают поддержку решения основных задач, вытекающих из положений Федерального закона № 40-ФЗ об ОСАГО и Устава РСА.

В конце 2004 года в РСА проведено комплексное обследование состояния АИС РСА, на основании чего был сформулирован ряд задач, которые в настоящее время уже успешно реализуются Исполнительным аппаратом. Это доведение состава и качества информационных ресурсов (баз данных) по основным функциональным подсистемам АИС РСА до уровня, необходимого для обеспечения деятельности страховщиков по ОСАГО. Планируются работы по наращиванию функциональности подсистем АИС РСА, поддерживающей деятельность исполнительного аппарата и региональных представительств, в том числе модернизация действующей сетевой и программно- технологической инфраструктуры.

Работы в плановом порядке будут продолжены в 2005 году по следующим подсистемам АИС РСА:

*

Подсистема «Бланки строгой отчетности» (БСО);

*

Подсистема «Единая система классификаторов и справочников» (ЕСКС);

*

Разработка подсистемы информационно-аналитического обеспечения компенсационных выплат;

*

Развитие интегрированного банка данных информационного обеспечения процессов противодействия страховому мошенничеству - подсистема «Спектр».

Решение задачи информационной поддержки планируется реализовать в рамках создания системы информационного взаимодействия РСА и ГИБДД. Такой подход целесообразен с точки зрения решения проблем по сбору, хранению, и защите данных, в том числе персонального характера.

Ресурсы, необходимые для решения задачи будут формироваться на «площадях» ГИБДД, а страховщики будут иметь доступ к этим данным в режиме реального времени по защищенному протоколу передачи данных.

В настоящее время определен подход к решению задачи предполагается использовать отработанное в практике крупных (распределенных) организаций программно-технологическое решение -Корпоративный портал РСА. Корпоративный портал является самостоятельной информационной подсистемой АИС РСА, посредством которой обеспечивается доступ страховых компаний к корпоративным (РСА) информационным ресурсам (базам данных), формируемым в соответствии с направлениями функциональной деятельности РСА (исполнительного аппарата РСА).

В настоящее время завершается разработка технического задания по развитию АИС РСА. На основе данного ТЗ будет разработан перечень подсистем, требующих развития функциональности, новых подсистем, а также методология реализации задач по их созданию. Создание данных подсистем будет поэтапно осуществляться в 2005-2006 годах.

Планирует ли РСА выходить с предложением об ужесточении мер ответственности к мошенникам?

Речь нужно вести не об ужесточении мер уголовной ответственности, а о выделении страхового мошенничества в самостоятельный состав преступления. То есть, требуется законодательное признание государством объективности существования страхового мошенничества и его серьезной опасности для формирования страхового рынка в России. Тогда будет и уголовная статистика, и раскрываемость, и результаты борьбы с преступностью в страховании. Комитет по противодействию страховому мошенничеству РСА считает, что предпосылки для внесения поправок в уголовное законодательство Российской Федерации имеются.

Будет ли наблюдаться рост страхового мошенничества с введением упрощенного порядка оформления ДТП с незначительным ущербом при отсутствии пострадавших?

Если нет последствий с причинением вреда здоровью или жизни участников ДТП, то такой порядок оформления происшествия, по-видимому, необходим. ГАИ не имеет и, вряд ли будет иметь достаточно сил и средств, для выезда на место и разбора более чем миллиона ДТП в год.

Для страховщиков это очень серьезная проблема. В ее решении может помочь, как всегда, комплексный подход - активное развитие вспомогательных служб, обязательный переход на типовые схемы ДТП и распределения ответственности участников за причиненный ими вред («Европейский протокол»), страховая франшиза и т.д. Что касается различного рода злоупотреблений - они будут. Но обмануть правонарушителям страховые организации станет значительно сложней после регистрации страхового случая в банке данных СПЕКТР, который ведется РСА в целях противодействия страховому мошенничеству.

Способствует ли действующие правовые акты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств распространению страхового мошенничества?

Лучшим средством защиты от противоправных действий в экономике является, как показывает практика, не столько законы, сколько «прозрачность» механизмов их реализации и контроля за мотивацией исполнения. Например, в Эстонии страховые выплаты за ущерб транспортного средства на руки потерпевшему не выдаются, а перечисляются на счет предприятия, производившего ремонт. Отсутствие прямой материальной выгоды мошенников не привлекает.

Какие задачи в сфере противодействия страховому мошенничеству ставятся на ближайшую перспективу?

Их несколько. Во-первых, продолжить подключение страховых организаций к ИБД «Спектр» и до конца года выйти на подключение практически всех членов РСА, кто готов к информационному взаимодействию в рамках страхового сообщества. Во-вторых, завершить комплекс НИОКР по внедрению более совершенной второй очереди ИБД «Спектр». Во-третьих, осуществить разработку методического руководства и справочника для служб безопасности страховых организаций по противодействию страховому мошенничеству в ОСАГО. В-четвертых, подготовить лекционный материал к обучению специалистов страховых организаций, занимающихся на практике вопросами борьбы со страховым мошенничеством по специализированному курсу повышения квалификации. В-пятых, обеспечить решение задач по взаимодействию с правоохранительными и иными органами исполнительной власти, предусмотренных Федеральным законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Правда ли, что принятие закона об обязательном автостраховании - следствие лоббирования в Думе интересов страховых компаний?

Нет, неправда. Принятие закона об обязательном автостраховании - это еще один важный шаг на пути интеграции России в мировое сообщество благодаря реализации основных принципов обязательного страхования: всеобщности и обязательности страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств и экономической заинтересованности владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения. За время действия на территории Российской Федерации данный закон зарекомендовал себя в качестве эффективного инструмента, позволяющего на практике гарантировать возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших граждан.

Повлиял ли Закон об обязательном автостраховании на безопасность движения?

Благодаря принятому закону были выявлены многие из тех проблем, которые существовали на российских автодорогах. Это и скрытые (ранее не регистрируемые) ДТП, и сроки приезда сотрудников ГАИ на место ДТП и т.д. Что же касается безопасности дорожного движения, то следует отметить, что в законе заложен механизм, который призван заставить водителя ездить более аккуратно и не совершать ДТП. Суть этого механизма очень проста: плохой водитель платит за страховку больше, аккуратный -получает скидки.

Как развитие страхового рынка укрепляет финансовую систему страны?

Развитие страхового рынка ведет к повышению уровня и качества защиты имущественных интересов страхователей (физических лиц, организаций), защищает страхователей от случайных потерь, и, как следствие, создает благоприятные условия для осуществления деятельности во всех отраслях экономики.

Поделиться…

Уважаемые страхователи!

Напоминаем, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2008 года № 129 «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», использование бланков страховых полисов ОСАГО старого образца для заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств разрешено по 31 декабря 2008 года.

С 01 января 2009 года применяется новая форма полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которая отличается от действующих по 31.12.2008 г. по следующим основным признакам:

1. Страховой полис нового образца имеет зеленоватый оттенок, страховой полис старого образца имеет синий оттенок.

2. Серия страхового полиса нового образца имеет буквенное обозначение: «ВВВ», страховой полис старого образца выпускался серией с буквенным обозначением: «ААА».

3. В п.4 страхового полиса нового образца страховая сумма, в пределах которой страховая компания обязуется возместить потерпевшему причиненный вред, составляет: «в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, - не более 160 тыс. рублей».

В п. 5 страхового полиса старого образца страховая сумма составляет: «240 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего».

1small

Предупреждаем:

- Договор страхования, заключенный с 01 января 2009 года на бланке страхового полиса старого образца считается недействительным.

- Договор, заключенный до 01 января 2009 года на бланке страхового полиса старого образца, действует до срока своего окончания

Основные термины и понятия, практикуемые в автостраховании.

А

Акт о страховом случае - документ, составляемый Страховщиком после подачи Потерпевшим заявления о страховой выплате, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы и подтверждающий решение Страховщика о производстве страховой выплаты.

Аннулирование полиса - отмена действия страхового полиса. Может быть произведена с согласия или без него со стороны страхователя.

B

Владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

Д

Добровольное страхование - одна из форм страхования, при которой, в отличии от обязательного страхования, договоры страхования заключаются на основе добровольного желания. При этом правила, и порядок страхования определяются самим страховщиком на основе существующих законодательств.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию, взнос) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г., и является публичным.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Жалоба — письменное обращение заявителя (выполненное на бумажном носителе) по вопросу о фактическом нарушении их прав и законных интересов при осуществлении обязательного страхования членами Союза, содержащее просьбу предпринять действия по восстановлению нарушенного права.

З

Заявление – письменное обращение заявителя (выполненное на бумажном носителе или полученное по факсимильной связи) по вопросу оказания помощи потерпевшему в определении страховой организации, заключившей договор обязательного страхования в случае невозможности получения указанной информации другим путем.

Заявитель - страхователь или потерпевший (юридическое или физическое лицо), обращающийся в Союз с жалобой на действия (бездействия) члена Союза по осуществлению последним обязательного страхования или с заявлением о предоставлении информации о страховой компании, заключившей договор обязательного страхования.

Запрос – письменное обращение, направленное адресату средствами почтовой связи, либо электронной почтой или направленное посредством факсимильной связи с последующей досылкой оригинала, содержащее просьбу или требование Исполнительного аппарата Союза, а также уполномоченных органов государственной власти РФ о предоставлении каких-либо сведений, разъяснений, документов в целях проверки фактов, изложенных в жалобе заявителя или в заявлении о предоставлении информации о страховой компании, заключившей договор обязательного страхования.

Зеленая карта

а) Международный сертификат страхования гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта, в любой из форм, одобренной Советом Бюро, г.Лондон, который подтверждает наличие обязательного страхования автогражданской ответственности на территории всех стран, входящих в систему "Зелёной карты".

б) Система международного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участниками которой являются 45 стран: большинство европейских, ряд стран Северной Африки и Средиземноморья. В каждой стране учреждается национальное страховое бюро «Зеленая карта», основной функцией которого является выплата страховых возмещений потерпевшим в результате ДТП, происходящих на территории страны, в которой учреждено данное бюро, по вине держателей иностранных сертификатов «Зеленая карта». За управление и текущую деятельность системы отвечает Совет бюро «Зеленая карта», в который входят все 45 бюро стран-участниц. В 2009 г Россия вступила в систему «Зеленая карта», функции российского национального бюро «Зеленая карта» возложены на РСА распоряжением Правительства РФ от19.03.2008 № 863. Больше о российском бюро, об особенностях законодательства стран-участниц системы и о действиях при ДТП вы можете узнатьздесь.

Использование транспортного средства - эксплуатация транспортного средства, связанная с его участием в движении в пределах дорог (дорожном движении), кроме железных дорог, а также на прилегающих к ним территориях, предназначенных для движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции и т.п.). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не признается использованием транспортного средства.

К

Компенсационные выплаты - выплаты, осуществляемые Потерпевшему Российским Союзом Автостраховщиков или страховщиками, действующими за счет Российского Союза Автостраховщиков на основе заключенного с ним договора в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью Потерпевшего, в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена Страховщиком вследствие неисполнения причинителем вреда обязанности по страхованию или применения к Страховщику процедуры банкротства либо если причинитель указанного вреда неизвестен. Осуществление компенсационных выплат, в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ будет осуществляться с 1 июля 2004 года.

М

Место жительства (место нахождения) потерпевшего - определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими.

Место жительства (нахождения) субъектов обязательного страхования - местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом нахождения организации признается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Н

Независимая экспертиза - экспертиза, проводимая в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков, в связи с повреждением имущества. Независимая техническая экспертиза - специальный вид независимой экспертизы, проводимой при повреждении транспортного средства в соответствии с правилами установленными Правительством Российской Федерации.

О

Ограниченное использование транспортного средства - ограниченным использованием транспортного средства признается управление транспортным средством только Страхователем и (или) указанными в страховом полисе водителями и (или) его сезонное (временное) использование (в течение шести или более определенных указанным договором месяцев в году).

П

Потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - утвержденные Правительством Российской Федерации условия страхования, определяющие права и обязанности сторон по договору обязательного страхования, объект страхования, перечень страховых случаев.

Представитель страховщика в субъекте Российской Федерации - обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком.

Профессиональное объединение страховщиков - созданная Страховщиками и действующая в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ некоммерческая организация, в лице Российского Союза Автостраховщиков в целях обеспечения взаимодействия своих членов (Члены РСА) по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

C

Специальный знак государственного образца - знак, форму и порядок размещения на транспортном средстве которого, устанавливает Правительство Российской Федерации. Знак вручается Страховщиком Страхователю при заключении договора обязательного страхования вместе со страховым полисом.

Страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.

Страховая выплата - сумма, которую в соответствии с договором обязательного страхования Страховщик обязан выплатить Потерпевшим в счет возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при наступлении страхового случая. При причинении вреда имуществу Страховщик с согласия Потерпевшего вправе заменить страховую выплату компенсацией ущерба в натуральной форме, организовать ремонт или замену пострадавшего имущества в пределах страховой суммы.

Страховой случай - наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ, применяемые Страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховая премия, страховой взнос - денежная сумма, которую Страхователь обязан уплатить Страховщику в соответствии с договором обязательного страхования.

Страховая сумма - определенная Федеральным законом № 40-ФЗ денежная сумма, в пределах которой Страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить Потерпевшим причиненный вред.

Страховой агент - физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика по заключению договоров обязательного страхования.

Страховой брокер - физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя, осуществляющего посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика.

Страховой полис обязательного страхования - документ, подтверждающий факт заключения договора обязательного страхования, форму которого устанавливает Правительство Российской Федерации.

Страховой случай - наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страховщик - страховая организация - член РСА, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - страхование риска нанесения автовладельцем расходов по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при использовании транспортного средства.

T

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

ОФОРМИТЬ ПОЛИС ОСАГО ТАК КАК ВАМ УДОБНО

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Отправьте фотографии документов а мы оформим и доставим полис в течении часа.

24 часа On-line

Наш номер >WhatsApp,Viber,Telegram +7(985)922-69-85Пишите, спрашивайте, всегда на связи,расчет полиса осаго в режиме on-line

ЧЕРЕЗ ОПЕРАТОРА

Закажите обратный звонок или позвоните нам +7(495)922-69-85 моб.+7(985)922-69-85 и наш специалист поможет оформить вам полис с доставкой.